МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

В декабре 2001 года исполнилось 70 лет со дня основания Московского театраль­ного художественно-технического учи­лища (ныне Московский театральный художественно-технический колледж).

Училище было основано в 1931 году по инициативе комсомольской органи­зации Большого театра. Учебные ауди­тории размещались в то время в полу­подвальных помещениях невысокого строения в Ветошном переулке, в самом центре Москвы (рядом с Красной пло­щадью). Позднее помещения в Ветош­ном получили добавочные площади, ко­торые располагались на параллельной улице — проезде Куйбышева.

Сначала было создано только четыре отделения: бутафорское, гримерное, кос­тюмерное, электросветотехническое. Го­товили работников для постановочных цехов профессиональных и народных те­атров, самодеятельных коллективов двор­цов культуры, клубов, домов пионеров.

С годами были открыты отделения по оборудованию сцены, радиотехниче­ское; на бутафорском отделении стали готовить художников-мастеров по изго­товлению кукол.

Успех училища с годами рос, выпуск­ники зарекомендовали себя знающими профессионалами, и было принято ре­шение построить специальное здание для этого уникального учебного заведения.

Так ТХТУ оказалось в Амбулаторном проезде, разделив новое здание с Авто­механическим техникумом.

Мастерские по бутафории долгие го­ды продолжали оставаться в Ветошном переулке, а позднее переехали на Таган­ку, переулок Маяковского.

Училище, как магнитом, притягива­ло всех, кто любит театр и хотел бы посвятить свою жизнь искусству. Полу­чилось так, что наиболее одержимые, окончив его, впоследствии стали режис­серами, актерами, художниками.

Прием в ТХТУ (ныне колледж) ведет­ся на базе средней школы, приемные экзамены включают специальные дис­циплины, например, на художественные отделения (бутафорское, гримерное, ко­стюмерное) надо сдать экзамены по ри­сунку, живописи, композиции.

Современный театр нуждается в ра­ботниках постановочной части, которые умели бы профессионально гримиро­вать, шить парики: бутафорах, куколь­никах, костюмерах, умеющих не только шить костюмы, но и расписывать их узорами под бархат, кружево, создавать головные уборы. В спектакле нужны ме­

ханики сцены, осветители, радисты. Все работники должны разбираться в искус­стве, знать стили и художественные на­правления прошлых эпох, владеть кис­тью, карандашом, красками. Поэтому учащиеся художественных отделений получают навыки рисунка, живописи, скульптуры, изучают историю искусств, западноевропейского и русского театра, историю костюма, прически, материаль­ной культуры, что в значительной степе­ни расширяет их кругозор.

В процессе обучения предусмотрены производственные практики в театрах, кино и на телевидении.

Художественно-гримерное отделе­ние — одно из старейших отделений ТХТУ. За годы своего существования оно выпустило специалистов, которые рабо­тают не только в России, но и за рубежом (в Чехии, Монголии, Германии и др.).

Занятия проходят творчески, изуча­ют рисунок, живопись, грим, постиж,

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

Рис. 91. Автор книги — учащаяся ТХТУ в гриме китайского мальчика

историю прически, парикмахерское дело и косметику.

Изучая темы по гриму — анатомичес­кое строение лица, мимические выраже­ния, технику грима, национальный, харак­терный, портретный грим, а также грим в кино, спектаклях, сказках,— учащиеся де­лают практические работы на натурщиках и даже на своих однокашниках (рис. 91).

Поиски грима — творческий процесс, ему предшествует изучение литературно­го материала, создание эскиза образа сце­нического героя, изготовление или под­бор парика, прически, «растительности».

Долгие годы специальные дисципли­ны на художественно-гримерном отде­лении преподавали такие мастера, как В. В. Деревцов, Л. К. Ушаков, Н. Я. Зик — ратая, К. Ф. Кудряшова, С. В. Косырева, Н. А. Брюсов, А. И. Шалаева, Н. К. Давы­дова, Н. А. Рахманина, и другие.

Сейчас здесь работают бывшие выпу­скники, которые, накопив большой опыт в театрах, вернулись в родные стены учи­лища, чтобы передать знания молодежи.

На выставках, которые проводились на ВДНХ СССР (ныне ВВЦ), в Политех­ническом музее, в Центральном Доме работников искусства (ЦДРИ), Минис­терстве культуры РФ, Управлении кад­ров и учебных заведений, экспонаты ху­дожественно-гримерного отделения все­гда привлекали внимание. Это были па­рики исторически разных эпох, различ­ные постижерные изделия, маски из па­пье-маше, кожи, замши, загипсованного полотна, льна, бархата, фотографии из­вестных актеров в различном гриме.

Новшества театральных постановок постоянно требуют расширения объема знаний, поэтому преподаватели регулярно проходят курс повышения квалификации.

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИНаряду с процессом гримирования стали изучать различные виды макия­жа — дневной, вечерний, образный, так как в последнее время актрисы до­вольно часто стали использовать вмес­то грима бытовую косметику.

С каждым годом мастерство худож — ников-гримеров возрастает, кроме про­фессиональных навыков, они получают обширные знания по экономике теат­рального производства, могут самостоя­тельно рассчитать затраты на новое гри­мерное оформление, парики, гримы, провести инвентаризацию.

Многие учащиеся, получив хорошие знания, продолжают совершенствовать их в высших учебных заведениях — Российской академии театрального ис­кусства (РАТИ, бывший ГИТИС — Го­сударственный институт театрального искусства), Школе-студии МХАТ, на по­становочном отделении других учебных заведений.

Годы обучения быстро проходят, но бывшие учащиеся часто навещают свое любимое художественно-гримерное от­деление, а при встречах с коллегами по театральному искусству гордо говорят: «Мы из ТХТУ».

За 70 лет выпущено много талантли­вых специалистов, которые сейчас воз­главляют гримерные цехи ведущих теат­ров страны, например: Л. Меленина (Большой театр), С. В. Косырева (Театр Сатиры), Н. Жукова (Детский музыкаль­ный театр им. Натальи Сац), В. Волкова (Московский театр оперетты), Р. Пете­лина («Московский классический балет» под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва), Л. Раужева (зав. гримерным
цехом на киностудии «Мосфильм»), Т. Зимонина (зав. гримерным цехом в театре «Современник»), стилист

B. Шаповалова и др.

Один из руководителей бригады ху­дожников, делавших росписи в храме Хри­ста Спасителя,— выпускник ТХТУ, ныне заслуженный художник России, В. Павлов.

С отличием окончив гримерное отде­ление ТХТУ и ВГИК (Всесоюзный инсти­тут кинематографии), Виктор Юшин стал художником-постановщиком кино­фильмов. Он также преподает в инсти­туте, имеет кафедру, совмещает педаго­гическую работу с творческой.

Хотелось бы познакомить читателей с некоторыми художниками гримерами — выпускниками Московского театрально­го художественно-технического училища.

Сильва Васильевна Косырева. За­служенный работник культуры РФ

C. В. Косырева проработала в Московском театре Сатиры всю жизнь.

Окончив во вре­мя Великой Отече­ственной войны гримерное отделе­ние ТХТУ, она сов­сем молоденькой девушкой пришла в Московский театр Сатиры. С этого мо­мента началась ее творческая жизнь.

Под руковод­ством художни — ков-гримеров це­ха — В. Ф. Бара­
нова, Е. Ф. Даниловой она постигала премудрости грима, прически. С пер­вых дней в театре Косырева активно работала с актерами, готовила новые постановки. В спектаклях было много постижерных изделий: париков, локо­нов, кос, «растительности» (бород, усов, бакенбард), поэтому иногда при­ходилось работать даже по ночам. Ак­теры ценили тонкий вкус и мастерство молодого гримера. Она работала и с молодежью, как она сама, и с корифея­ми театра — Вл. Хенкиным, П. Полем, Ф. Курихиным, Г. Менглетом, Н. Сло­новой, О. Зверевой, В. Васильевой, Е. Весником, ей приходилось встре­чаться с известными художниками-по­становщиками, режиссерами.

Высокий профессионализм, тру­долюбие, богатая фантазия, точное чувство стиля, понимание ролей сдела­ли Косыреву настоящим творческим помощником актеров.

После ухода старейших художников — гримеров на пенсию Косырева возгла­вила гримерный цех. Она сумела сохра­нить тот высокий уровень работы, ка­ким он был при Баранове и Даниловой. Тесная дружба связала ее с О. Аросевой, Н. Каратаевой, Н. Защипиной, 3. Зелин­ской, И. Архиповой, Н. Саакьянц, А. Папановым, А. Мироновым, В. Гар­калиным, М. Ильиной, А. Яковлевой и др.

Косырева вела уроки грима и пости — жа в ТХТУ, занималась со стажерами из Одесского училища. Несмотря на свой возраст, Сильва Васильевна всегда энер­гична, подтянута, всегда в строю «сати — ровцев».

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

дожник-гример Рашидова долгие годы работала в Московском театре оперетты. Придя в театр в 1963 г., она зарекомен­довала себя увлеченным, талантливым художником. Софья Алиевна с детства любила музыку, пение и не предполага­ла, что когда-нибудь будет работать с со­листами любимого театра.

За время работы в гримерном цехе театра она оформила более 50 спектак­лей. Совместно с художниками-поста — новщиками, главным художником театра принимала участие в работе по созданию эскизов грима сценических персонажей.

Эскизы грима в оперетте требуют особого подхода, они должны быть ха­рактерными, нести отпечаток буффона­ды, гротеска, поскольку многие комиче­ские персонажи напоминают клоунов в цирке.

За свою долгую творческую жизнь Рашидова работала со многими извест­ными актерами. Т. Санина, Т. Шмыга, С. Варгузова, В. Вольская, В. Алчевский, А. Горелик, В. Шишкин, Ю. Веденеев, Ю. Богачев доверяли Софье Алиевне де­лать самый сложный грим. Хороший вкус, быстрота исполнения, высокий профессионализм помогли ей стать за­ведующим гримерным цехом, художни- ком-гримером высшей категории.

До Театра оперетты Рашидова 13 лет проработала в Московском театре юного зрителя, куда была направлена после окончания художественно-гримерного отделения ТХТУ (в 1949 г.).

С большим увлечением работала она с молодыми артистами труппы — Р. Бы­ковым, В. К. Гореловым, Л. Н. Князевой, И. Е. Реаль, Е. Н. Васильевым, В. А. Кача­ном, Л. М. Ахеджаковой.

В 80-х годах XX в. она преподавала в Институте им. Гнесиных на отделении музыкальной комедии.

В настоящее время с удовольствием гримирует молодежь, участвующую в мюзикле «Метро», который в 2001 г. по­лучил премию «Золотая маска».

Полина Егоровна Мельникова.

В пятидесятые годы молоденькая девушка из Воронежа приехала в шумную Москву.

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

Артистка Театра сатиры Наталья Сергеев­на Цветкова привела Полину в гример­ный цех. Тепло встретили старейшие мас­тера-гримеры В. Баранов и Е. Данилова тихую, молчаливую Полину, заменив ро­дителей, которых она рано потеряла.

Кропотливо и терпеливо учили мас­терству гримера, давали задания, строго проверяли исполнение. Учеба шла па­раллельно с работой на спектаклях. Вскоре Польди (как все называли мило­видную девушку) стала работать само­стоятельно — тонко и быстро плела трес для париков, аккуратно тамбуровала бо­роды и усы.

Полина проявляла большой интерес к профессии гримера. Знания, получен­ные в гримерном цехе, помогали в рабо­те, но ей хотелось получить образова­ние, стать настоящим специалистом. В 1960 году Мельникова поступает в Московское театральное художествен­но-техническое училище на гримерное отделение. Днем — занятия по истории искусств, театра, общеобразовательные предметы, вечером — работа с актера­ми на спектаклях. Было нелегко: семья, в которой рос маленький сын Сережа, требовала забот и времени, а его катаст­рофически не хватало.

Но упорство и терпение помогли Польди выдержать экзамены, успешно окончить училище. Теперь у нее были диплом об образовании и звание худож- ника-гримера, которое присваивают по­сле долгих лет работы в театре.

Мельникову очень любили актрисы, особенно Татьяна Ивановна Пельтцер, она называла ее не иначе, как «моя По­лечка».

В театре Полина Егоровна стала рабо­тать с ведущими мастерами сцены на женской стороне, но на гастролях помо­гала гримировать и мужчин.

За свой самоотверженный труд и та­лант П. Е. Мельниковой было присвоено высокое звание «Заслуженный работник культуры РФ».

Алла Ивановна Шалаева. Алла прошла долгий путь от ученика в гри­мерном цехе до художника-гримера вы­сокой квалификации.

Поступив на гримерное отделение в ТХТУ в 1949 году, она попала на практи­ку в гримерный цех Московского драма­тического театра на Спартаковской под руководством С. Майорова. Выбор был сделан, жизнь без этого театра казалась немыслимой.

Алла была тонким, одаренным худож­ником, много читала, сама писала детские рассказы. Особенно любила А. С. Пушки­

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

на, близкие даже прозвали ее «пушкинис­том» за то, что она скрупулезно собирала публикации газет, журналов, иллюстра­ции на пушкинскую тему.

Алла очень любила свой театр, и по­сле переезда его на Малую Бронную на предложение перейти в Театр им. Мос­совета на более высокую зарплату ответила отказом. Внешне очень спо­койная, она была увлеченным и стра­стным человеком. Работа над спек­таклем «Наполеон и Жозефина» так захватила ее, что она сама называла себя «бонапартисткой». Много читала об эпохе, событиях того времени, изучала портреты, даже попросила переводчика Е. С. Филиц перевести ей с французского отдельные эпизоды из жизни Наполеона, не опубликованные в нашей прессе.

При постановке спектакля «Лунин» она изучила много работ по декабрист­скому восстанию. Удачен был грим глав­ного героя в исполнении О. Вавилова. В спектакле «Ломоносов» придумала шить парики из веревок. Исколола от этой работы все пальцы, но парики по­лучились отменные.

Актеры дарили ей свои книги со сло­вами благодарности за нелегкий творче­ский труд.

Михаил Козаков написал: «Алла, до­рогая! Спасибо тебе за все мои театраль­ные облики, которые ты так талантливо создаешь». Под этими строками могли подписаться многие ведущие актеры те­атра (Б. Тенин, С. Соколовский, А. Песе — лев, Л. Броневой и др.). Почти полвека проработала Алла Ивановна в родном Театре на Малой Бронной.

НатальяСергеенкова поправумо — жет быть включена в каталог «Лучшие ма­стера России». Она окончила художествен­но-гримерное отделение Московского теа­трального художественно-технического училища и по распределению была на­правлена в гримерный цех Московского театра «Современник» (в 1973 г.). За время своей работы она сделала прекрасный, за­поминающийся грим многим ведущим актерам театра, который отличался ориги­нальностью решения, четкостью выполне­ния, гармоничным сочетанием внешнего решения сценического образа с внутрен­ней трактовкой.

Большие художественные способности, вкус, пост оянный поиск новых решений в области грима позволили ей успешно рабо­тать в «Центре моды причесок» (1976-1991 гг.). За это время она разработала множест­во моделей причесок и макияжа. Творчес­кий подход к делу, постоянная требова­тельность к себе, высокохудожественное выполнение эскизов и практических работ позволили Н. Сергеенковой занять высо­

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

кую ступень — она стала тренером по деко­ративной косметике в сборной команде ко­сметологов страны. По ее эскизам были выполнены многие работы по макияжу (современному вечернему, дневному, а так­же фантазийному и авангардистскому).

На Международных конкурсах косме­тологов и парикмахеров разработанные ею модели макияжа были удостоены вы­соких наград. Н. Сергеенкова была членом Международного жюри, руководила семи­нарами «Школа визажистов», преподавала в Академии парикмахерского искусства.

Известные мастера, ныне преподава­тели семинаров прошли обучение в твор­ческой школе Н. Сергеенковой, среди них — Нанара Березина, Светлана Васи­льева, Ирина Сигал, Римма Бочкарева, Ла­риса Лабутина, Ирина Стронгина и др.

Много лет Н. Сергеенкова являлась ве­дущим визажистом Центра красоты «Вел — ла-Долорес», сейчас руководит кафедрой визажа в Салоне красоты на Якиманке. Она — автор книги «Волшебный мир макияжа».

На проводимых ежегодно фестивалях «Мир красоты» Н. Сергеенкова постоян­но работала в содружестве со всемирно известными парикмахерами-модельера — ми — Ирой Барановой, Мариной Амир — беговой, Сергеем Зверевым и др.

Постоянно повышая свой профессио­нальный уровень, Н. Сергеенкова щедро делится своими знаниями с учениками, са­мой молодой из них была Лариса Сотникова. За довольно короткое вре­мя упорной и систематической подготов­ки Лариса смогла прекрасно выполнить самостоятельную работу, приняв участие в Международном конкурсе в Париже (по
косметике). На фестивале «(Золотая роза» в Париже она два раза подряд (в 1997 и 1998 гг.) получала высокую награду кон­курса. Такому успеху она обязана не толь­ко своим способностям, но и (в значитель­ной мере) своему тренеру Наталье Серге- енковой, которая, раскрыв художествен­ные данные ученицы, сумела сохранить индивидуальный подход к решению по­ставленной конкурсом задачи выполне­ния макияжа (в 1997 г.— на тему «Знаки Зодиака», в 1998 г.— на тему «Мир кино»).

Несмотря на то, что в настоящее вре­мя моден естественный макияж, Н. Серге­енкова считает, что в конкурсные показы на Международных фестивалях необхо­димо включать работы в области фанта­зийного, карнавального и авангардного макияжа. Выполнение таких тем дает воз­можность многогранно раскрыть талант визажиста, продемонстрировать не толь­ко профессиональную технику, но и вкус, чувство цвета, эрудицию, образование.

Ирина Александровна Голубцова

работает ведущим художником-гриме — ром в гримерном цехе Большого театра с 1968 года. За это время Голубцова ус­пешно оформила более 50 спектаклей, работая постоянно с солистами как муж­ской, так и женской стороны.

Обладая талантом и хорошим вку­сом, Голубцова одинаково хорошо вла­деет постижерным и гримерным искус­ством. Она сама придумывает грим, форму носов, бровей, глаз, расцветку по — стижерных изделий (бород, усов, бакен­бардов). Оперный грим особый, худож­ник прекрасно его освоила, выделив в лице главное и избежав лишних мелких штрихов.

Среди работ по гриму она выделяет работу с солистом оперы Зурабом Сот­килава в опере «Прекрасная мельничи­ха» (Д. Паизиелло).

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

Мы привыкли видеть прославленно­го тенора в лирических и драматических

партиях, где он выглядит привлекатель­но. В «Прекрасной мельничихе» грим у актера острохарактерный, смешной. Со­ответствующий костюм, дополняя грим, способствует наиболее полному раскры­тию характера комического персонажа.

Голубцова работала со многими веду­щими солистами — Е. Нестеренко,

A. Ворошило, Е. Райковым, П. Глубоким,

B. Атлантовым, Ю. Мазурком и др.

В спектакле «Евгений Онегин» она гримировала и причесывала Николая Баскова и по праву разделила с ним ус­пех, так как выглядел певец согласно требованиям режиссера, напоминая не­забываемого Л. В. Собинова.

Ирина Голубцова побывала на гаст­ролях во многих странах мира — в Ан­глии, Индии, Корее, Австрии, Герма­нии, Италии и др.

Голубцова работает быстро, собранно при любых условиях Гримируя исполните­лей оперы П. Чайковского «Пиковая дама» (спектакль был поставлен в Музее-дворце графа Шереметева в Кускове), она выпол­нила грим на высоком уровне, несмотря на то, что не было даже большого зеркала. Го­лубцова умеет быстро сделать актрисе сложную прическу с локонами и шиньо­ном; наклеить актеру бороду и усы, да так замаскировать, что со стороны кажется, что это настоящая «растительность».

Ира овладела мастерством грима сама, нигде не обучаясь ранее. Интерес к гри­мировальному искусству, прическе помог ей осуществить свою мечту — стать ква­лифицированным художником по гриму.

Будучи студенткой второго курса Теа­трального художественно-технического училища, она по рекомендации препода­вателя прически Н. Я. Зикратой пришла в отдел кадров Большого театра. В гример­ном цехе работали требовательные масте­ра, они приняли учащуюся ТХТУ в свой коллектив. Училась она увлеченно, много читала, посещала музеи и уже смотрела на спектакли другими глазами. Хотелось са­мой пробовать свои силы. Она сама хоро­шо пела, очень любила музыку и после окончания ТХТУ решила остаться рабо­тать в гримерном цехе Большого театра.

Гримирование требовало сноровки, умения работать с актерами, и, преодо­лев смущение, проявив упорство и тер­пение, Ирина со свойственным ей энту­зиазмом взялась за работу.

День за днем она овладевала професси­ей, постоянно чинила, мыла, завивала, стригла парики и «растительность» для ак­теров. Репертуар Большого театра включа­ет много костюмных спектаклей, творчес­кий состав многочислен. Приходилось це­лые дни проводить в театре за работой: ут­ром — подготовка к спектаклю, вече­ром — спектакль. Несмотря на многочис­ленные трудности, Ирина Голубцова суме­ла выстоять. Возможно, ее пример подей­ствовал на дочь Наташу, которая после школы также успешно окончила художе­ственно-гримерное отделение ТХТУ.

Из истории косметики и гримерного искусства

▲ Золотая маска Тутанхамона. XIV в. до н. э.

 

▲ Нефертити, XIV в. до н. э.

 

Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. XVII в. до н. э.

 

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

▲ Грим в театре Кабуки

Подпись: Искусство грима в КитаеПодпись: Искусство грима в ЯпонииМОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

▲ Грим в театре Кабуки

Развитие гримерного искусства в России

Актрисы-любительницы в русском театре

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

Развитие гримерного искусства в России

Грим и костюмы в русском театре XVIII в.

 

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

Грим в драматическом театре

Малый театр

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

А «Борис Годунов». Дмитрий Самозванец — Н. Анненков, Марина Мнишек — Е. Гоголева

 

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

А «Отелло». Отелло — А. Остужев

 

А «Борис Годунов». Борис Годунов — В. Коршунов, царь Федор Иоаннович — Ю. Соломин, Ирина — Т. Лебедева

 

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

А «Власть тьмы». Аким — И. Ильинский

 

Театр им. Моссовета

jes>

Подпись:▲ «Трактирщица». Кавалер Рипофрата — Н. Мордвинов

▲ «Волки и овцы» Мурзацвекий — Р. Плятт

 

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

А «Черевички». Светлейший — П. Норцов

 

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

А «Евгений Онегин». Онегин —П. Норцов

 

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

А «Хованщина». Иван Хованский — А. Кривченя

 

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

А «Хованщина» Марфа — В. Борисенко

 

 

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

А Злой Гений

 

А Одетта

 

А «Иван Грозный». Царь Иван

 

А «Жизель». Жизель — Н. Бессмертнова

 

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

▲ «Прекрасная Елена». Парис

Грим в цирке

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

▲ Зебра

 

▲ Кошка

 

▲ Учитель танцев Раздватрис

 

• Демон

 

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИМОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

Изменение лица актера при помощи грима

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

А «Золушка». Король — Э. Гарин, Мачеха — Ф. Раневская

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИНовые направления в современном искусстве грима

атуировка. Мастер Алексей «Фан». Модель Гарик

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

А Роспись «Грим немого кино». Автор эскиза Н. Сергеенкова, исполнитель А. Сотникова А

 

▲ Роспись лица. Художник Е Микушова. Моделі* Алепкл

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

 

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

МаКИЯЖ. Визажист И. Сергеенкова

 

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИМОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО­ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) И ЕГО ВЫПУСКНИКИ

[1] Поллукс. «Ономастикой», с. 57. Перевод С. О. Цибульского. Гречес­кий теаір. СПб, 1904.

[2] Подробнее о династии Гремиславскихсм. главу 9-ю «Русские художники-гримеры ХІХ-ХХвв.». (11рим. ред.)

[3] Впервые термин «татумания» употреблен Р. Егоровым в книге «Татумания», 2001.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий